РЕЛИГИОЗНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ
ХРИСТИАН ВЕРЫ ЕВАНГЕЛЬСКОЙ

Воскресная школа

Дети – наше будущее. От того, кто, как и в какой мере прилагает усилия и старания для их воспитания, зависит судьба каждого маленького человечка. Дети рождаются как в христианских семьях, так и в семьях, не знающих Господа. Но и тех, и других объединяет возможность посещать воскресную школу церкви «Гефсимания», где учителя и помощники со всей ответственностью проводят уроки на библейские темы и учат любить Бога.

О том, как же появилась воскресная школа в нашей церкви, какие есть успехи и трудности, и какие плоды приносит этот труд, мы решили узнать у Валентины Анисимовны Стасилевич. Это человек, который многие годы был директором воскресной школы и стоял у ее истоков.

– Валентина Анисимовна, сделайте нам, пожалуйста, небольшой экскурс в историю.

– Район, где мы жили в 91-м году, был как маленькая деревня, где все друг друга знали. Мои дети стали общаться с ребятами со двора, а я предложила им приходить в гости к нам. Наблюдала за тем, как они играют и общаются между собой, старалась принимать участие в их разговорах, рассказать о Боге. Потом начала брать этих детей с собой в церковь.

В то время церковь находилась по адресу Собинова 40 (1-я Минская церковь). В ДК 1-го Стройтреста нам разрешили по воскресеньям проводить евангелизации. Люди начали каяться, церковь пополнялась. Бабушки приводили на служение своих внуков, молодые семьи приходили с детьми.

Было решено организовать воскресную школу. Директором поставили одну молодую сестру. По образованию она не была педагогом, однако очень любила детей. Через некоторое время эта сестра с мужем улетели в Америку. Как раз приближалось Рождество, и нужно было готовить с детьми сценарий. Заняться этим было некому, поэтому взялась я. Вот так я и стала директором.

– До получения, так скажем, должности вы уже имели опыт работы с детьми, представляли, что такое быть учителем? Ведь директор тот же учитель, но еще с багажом ответственности.

– В 90-е годы, когда зарождалась воскресная школа, такого понятия «учитель» еще и не было. Этому нигде не учили. Курсы, которые я закончила, появились немного позже Каждый занимался с детьми как умел, старался доступно рассказывать истории из Библии, проводить занятия, чтобы было интересно и познавательно. Я не исключение. Я думала, что быть учителем очень трудно: как донести всю информацию детям, что им говорить? Готовилась к своему первому уроку, написала целую лекцию, подробный план на несколько страниц. А когда стала проводить занятие, дети начали задавать вопросы – забросила конспект, урок совершенно по-другому пошел. В этом деле не может быть шаблонов, все очень индивидуально. К каждому ребенку нужно найти свой подход.

Наше служение постепенно развивалось. Дети стали приглашать в воскресную школу своих друзей, соседей, одноклассников. Таким образом, у нас было около трехсот детей. С течением времени воскресная школа из маленького помещения в ДК переехала в нынешний молитвенный дом.

– В настоящее время для деятельности воскресной школы есть все: постоянное помещение, учителя, учебный материал в свободном доступе. Однако какие еще есть трудности?

– Как не странно, но помещений для всех групп все равно не хватает. Надеемся, что ремонт, который сейчас проводится в церкви, поможет решить эту проблему.Еще хотелось бы, чтобы дети были более ревностными, чтобы им самим было интересно узнать что-то новое на занятиях. Очень важно, чтобы родители принимали участие в воспитании детей, а не надеялись на то, что всему научат в воскресной школе.

- Директор воскресной школы – это своего рода специалист по подбору персонала. По какому принципу выбираются учителя?

– Какого-то специального отбора нет. Если человек любит детей, подходит, говорит, что хочет заниматься воскресной школой, мы предоставляем ему возможность попробовать. Если у него все получается, дети его принимают, тогда отправляем на курсы. По окончании курсов приступает к работе.

Также директору необходимо быть осведомленным о духовном состоянии учителей. Ведь дети пристально наблюдают за взрослыми, впитывают все как губка. Если, например, преподаватель воскресной школы не бывает на служениях, то духовно слабеет, и не будет помазания Духа Святого, чтобы донести детям Библейские истины.

– Говорят, что учителя не редко и сами учатся у своих учеников. Так ли это, если да, то чему научились вы?

– Конечно, главное, чему можно научиться у детей – это искренность и простота. Расскажу один случай. Был у нас как-то лагерь для подростов, проходил в лесу, а там как никогда было много комаров. Дети предложили помолиться, чтобы их не было, и, конечно, помогло. В нас, взрослых, такую веру сейчас не часто найдешь.

Еще дети не боятся быть собой и от других ожидают этого. Учитель на уроке должен вести себя естественно, открываться ребенку также как ему открывается ребенок, иначе не получится установить контакт, войти в доверие, а без этого в нашем деле никак.

– Для Валентины Анисимовны сделаем пока небольшую паузу и перейдем к беседе с ее последователем, новым директором воскресной школы Михаилом Кузьмичом. Миша, Валентина Анисимовна нас ввела в курс дела, поделилась своей историей «как стать и быть директором», теперь твоя очередь.

– Сразу скажу, что я никогда не хотел заниматься с детьми. Но когда я жил в Бресте (сам родом из Пинска), там меня пригласили нести служение с детьми. Потом пригласили в Бурятию для проведения лагеря. Я так сопротивлялся. Но решил, если от Бога, то пусть у меня будет бесплатный билет. И бесплатный билет был. Когда приехал в Минск, искал тут церковь, в разных церквях был, и «Гефсимания» мне понравилась меньше всего. Но, видимо, мне нужно было остаться.

Как попал в воскресную школу в «Гефсимании»? Валентина Анисимовна говорит, что когда был детский зимний лагерь в церкви, я там помогал, заприметили меня, что хорошо справляюсь, детей люблю, и предложили прийти в воскресную школу. Через некоторое время окончил курсы учителей. Новость о том, что меня хотят поставить директором тоже оказалась слегка шокирующей, тоже никогда бы не подумал и никогда не хотел, ведь я понимаю, что это большая ответственность. Но у Бога вот такие определения на мою жизнь.

– Кстати, об определениях. Насколько нам известно, со своей женой ты познакомился именно в воскресной школе. Ваш общий труд стал вашим семейным делом, так ли это?

– Да, я благодарен Богу, что именно так свел меня с моей женой. Мы сейчас вместе несем это служение. Она первый человек, который узнает о моих идеях, помогает мне, поддерживает. Часто сама предлагает очень много интересного. В общем-то, теперь воскресная школа – это частичка нашей семьи.

– Что хотелось бы сказать о деятельности воскресной школы на сегодняшний день: переживания, цели…?

– Главной целью нас, учителей, является способность привить детям любовь к Господу, чтобы они по окончании воскресной школы не оставили церковь. Стараемся детей всячески заинтересовать: есть возможность участвовать в кукольном театре, учиться на оператора. Также хочется проводить больше лагерей, ведь в них дети раскрываются, делятся своими переживаниями и по-особенному расположены слушать. Работа в воскресной школе – непростой труд. Как говорила Валентина Анисимовна, учителя сами, в первую очередь, должны иметь должное духовное состояние, и не один пост должен браться за детей, за их изменение, за Божью работу в их сердцах.

Из бытовых моментов на сегодняшний день хотелось бы, чтобы в классах были парты и экраны. Много есть мыслей и планов, но это все по мере времени и возможности.

– Хорошо, Миша, и последний, назовем его «экзаменационный» вопрос: сколько всего групп в воскресной школе и примерное количество детей.

– 11 групп и примерно 240 детей.

– Огромное спасибо Валентине Анисимовне и Мише за то, что сегодня отлично потрудились, для того, чтобы беседа получилась содержательной и интересной.И напоследок хотелось бы спросить у Валентины Анисимовны. Что бы хотелось пожелать Михаилу в его нелегком деле?

– Чтобы оставался таким же непосредственным, чтобы в голове постоянно кипели идеи. Пусть старается, просит у Бога мудрости на общение с детьми и учителями, и научится быть миротворцем.

Беседовали Екатерина Погосян и Эльвира Ленкевич.